
Дворец Марли

Петергофский дворец Марли представляет собой редкий образец жилого помещения начала XIX века. Расположен он в западной части Нижнего парка на искусственной перемычке между Большим Марлинским и Секторальным прудами. Так что с востока и запада дворец окружен водой, а с севера и юга – садами Бахуса и Венеры. Землю из котлованов искусственных водоемов использовали для создания высокого вала, который защищает сады и цветники от холодного северного ветра.
Идея возвести Петергофский дворец Марли пришла Петру I после посещения в 1717 году резиденции французского короля Людовика XIV Марли-ле - Руа. Строительство началось в 1719 году по проекту И. Браунштейна, и было завершено к 1723 году. Дворец был предназначен для размещения знатных особ, гостивших в Петергофе. Но в середине XVIII века приобрёл мемориальное значение. Здесь долгое время хранились личные вещи Петра Первого. Затем большая их часть была передана в Эрмитаж.
Первоначально предполагалось, что дворец будет одноэтажным, но император собственноручно исправил проект, добавив второй этаж. От других построек Петергофа Марли отличается небольшими размерами и особой скромностью. Но следует отдать дань его изяществу, которое ему придают небольшие балкончики с тончайшими железными решетками с вызолоченными узорами вензелей, листьев и монограмм. Стены восточного и западного фасадов украшены рустами. А верх двухэтажного здания Браунштейн украсил высокой коробчатой кровлей.
Во дворце всего 12 помещений, если, конечно, не считать лестницу и два коридора. Традиционный парадный зал в Марли отсутствует. Его роль Петр I отвел вестибюлю. На первом этаже размещались хозяйственные помещения, включая «поварню» с каменными полами. Стены кухни и очаг облицованы расписными изразцами. До сих пор сохранилась подлинная посуда петровского времени – английская оловянная и китайская фарфоровая. Поражают всех своей отделкой Чинаровый и Дубовый кабинеты, а так же спальня, где для отделки использовались благородные виды дуба и чинары.
В Марли находится большая коллекция картин западноевропейских художников XVII- XVIII веков. Нужно сказать, что почти половина живописных полотен происходит из первоначальной коллекции Петра Первого. В нее входят работы малоизвестных голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII и XVIII столетия: А. Сторка, П. Белотти, А. Челести и других. В современной экспозиции дворца Марли представлены уникальные экспонаты: морская шинель императора Петра I, кафтан с шитым орденом Андрея Первозванного, суконный плащ-епанча, стол с «аспидной» доской, сделанный руками царя, штофы из цветного стекла с печатями «Данциг» и «Лондон», две фляги из коричневого стекла, по преданию привезенные Петром из города Спа, его личная посуда. Кроме того здесь можно увидеть мебель XVIII-XIX веков и посетить небольшую библиотеку, где хранятся старинные книги из императорской коллекции.
Дворец Марли является композиционным центром Марлинского дворцово-паркового комплекса. Марлинский пруд подобен огромному прямоугольному зеркалу, которое создает впечатление пространства и простора. Секторальный пруд имеет форму полукруга, разделенного на четыре сектора узкими трехарочными каменными мостиками. Предназначение прудов не только декоративное. В них содержалась рыба, предназначенная для царского стола. Сначала рыбу привозили из разных уголков России. А с 1724 года ее стали здесь разводить. Так что любители рыбной ловли могут провести свой досуг за любимым занятием и половить осетра.
Возле дворца расположен очень красивый каскад «Золотая гора». Высота каскада 14 метров. Разработан он архитектором Н. Микетти по подробнейшим указаниям Петра Первого. Закончен был в 1732 году М. Земцовым, который добавил в декоративное оформление каскада скульптуры и навесил под ступенями медные золоченые листы. Под потоками воды весь каскад стал казаться золотым. Отсюда и пошло название «Золотая гора».
В 1724 году предполагалось установить на аллее возле водоемов 4 фонтана с фигурами на сюжеты басен Эзопа. Были подготовлены места, но замысел не был осуществлен. Тогда сюда перенесли из арок грота Большого фонтана бронзовые фигуры тритонов, изготовленные в 1721 году по рисункам архитектора Браунштейна. Сначала их установили в деревянные чаши с трубочками, из которых била вода, а в конце XVIII века чаши заменили плоскими дисками. Водовод был сделан в центре диска. Создалось впечатление, что тритоны находятся под водным колоколом. С тех пор фонтаны стали называться «Клошами», что в переводе с французского означает «колокола».