
Янтарная комната

История создания Янтарной комнаты берет свое начало в далекие петровские времена. В один из своих визитов в Пруссию российский император Петр Первый увидел панели, изготовленные из янтаря, и пришел в восторг. Он загорелся желанием иметь у себя такие же. В 1716 году второй король Пруссии Фридрих-Вильгельм Первый в связи с заключением союза между Пруссией и Россией преподнес Петру Первому несколько подарков, среди которых был и Янтарный кабинет. В 1717 году янтарный убор с величайшей осторожностью был доставлен в Россию. Всё было упаковано в 18 ящиков, к которым была приложена инструкция по распаковке и сборке. В качестве ответного дара прусскому королю отправили пятьдесят пять гренадеров исполинского роста, пополнивших Потсдамскую гвардию.
Кстати сказать, янтарь в то время ценился в мире на вес серебра. Его называли «золотом Балтийского моря». Да и вообще первоначально янтарь использовался лишь для драгоценных дипломатических подарков. Из него ничего крупнее шахматной доски или оправы для зеркала не делали. Согласно историческим данным, первой заказчицей целых янтарных панелей для интерьера комнаты была супруга короля Пруссии Фридриха Первого королева София-Шарлотта. Она хотела превратить летний дворец Литценбург в изысканное здание под стать Версалю. К тому же Пруссия была европейским центром обработки янтаря.
Однако документально подтверждено, что воспользоваться щедрым подарком довелось только дочери Петра Елизавете в 1743 году. Она приказала расположить янтарные панели в строящемся тогда Третьем Зимнем Дворце. В 1745 году Фридрих Второй подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную панель, стремясь добиться еще большего ее расположения. Изображения на этой панели славили русскую императрицу. В 1746 году Янтарная комната была собрана и стала служить местом для официального приема гостей. А в 1755 году ее переместили в Большой Екатерининский дворец в Царском Селе.
В Екатерининском дворце под Янтарную комнату было выделено помещение в 96 квадратных метров, что значительно превышало размеры комнаты-предшественницы. Готовых изделий из янтаря не хватало. Но архитектор Ф.Б. Растрелли, которому было поручено оформление комнаты, нашел решение этой проблемы. Янтарные панели были разделены пилястрами с зеркалами, а свободное пространство было затянуто холстом, расписанным под янтарь. Тем временем, в Царском Селе была открыта мастерская по изготовлению изделий из янтаря, в которой работали приглашенные иностранные мастера. В мастерской было изготовлено огромное количество панелей и различных деталей для декоративного украшения, на что ушло 450 килограмм янтаря.
К 1770 году оформление Янтарной комнаты было завершено. На четырех панно из янтаря была установлена флорентийская мозаика из цветных камней, изображавшая аллегории пяти чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Мозаика была сделана в 1750 году во Флоренции. Дополнительно в Янтарной комнате поставили декоративный столик из янтаря, наборные комоды работы русских мастеров и витрины с изделиями из янтаря XVII-XVIII веков. Это была одна из самых больших коллекций в Европе.
Во время Второй мировой войны убранство Янтарной комнаты было похищено и размещено немцами в музее янтаря в Кенигсбергском замке. В 1944 году после отступления немцев из Кенигсберга янтарные панели были разобраны и вывезены в неизвестном направлении. С тех пор комнату так и не нашли. А в 2000 году в Царское Село вернулась флорентийская мозаика «Осязание и обоняние», найденные в Германии, и наборный комод, входивший в первоначальное убранство комнаты. С 2003 года Янтарная комната в Екатерининском дворце открыта для посетителей.