
Павильон «Эрмитаж»

На аллее, исходящей от центра Екатерининского дворца, расположен павильон Эрмитаж. Это двухэтажное каменное строение, возведенное в 1749 году по проекту М. Г. Земцова в стиле барокко. Отделка фасадов была переделана по плану Ф.Б. Растрелли, считавшего, что новый павильон должен стать неким парафразом Екатерининского дворца. Такие павильоны были очень популярны в XVIII веке. «Эрмитаж» в переводе с французского языка означает «домик отшельника». Строились они, как правило, в дикой части регулярных садов, и предназначались для уединенного отдыха в кругу родственников или близких друзей. Екатерининский Эрмитаж, как «тень» Большого Царскосельского дворца, тоже спрятался среди деревьев парка. К тому же, ровно подстриженные парковые деревья стали выгодным фоном для его экспрессивной архитектуры. Это было любимое место русских императриц. Предназначался Эрмитаж для отдыха и развлечений. Здесь устраивались приемы для именитых и иностранных гостей. Кстати, в этом павильоне после официального мероприятия в Петербурге по случаю бракосочетания царя Николая Павловича и Александры Федоровны был устроен семейный праздник.
Строился Эрмитаж с большим размахом. Он создает впечатление дорогой ювелирной игрушки. В его отделке присутствует тоже сочетание цветов, что и у Большого дворца – лазурный голубой, белый и золото. Фасады Эрмитажа были украшены гирляндами, лепными украшениями, вазами и статуями. Некоторые украшения были вызолочены. Так же фасад украшали белоснежные колонны, которые великолепно выделялись на голубом фоне. Между группами колонн было установлено 16 статуй. Кроме того 8 статуй украшали основание восьмигранного купола над центральным залом, а 4 статуи были установлены над кровлями боковых кабинетов. Постаменты колонн были украшены барельефами, изображающими «Игры Амуров». К сожалению, из всего этого великолепия сохранились только барельефы.
Вокруг павильона был прорыт канал, соединявшийся с парком двумя мостиками. А площадка между каналом и зданием была выложена в шахматном порядке белыми и черными мраморными плитками. Но в 1777 году по приказу Екатерины Второй канал был засыпан, так как его так и не удалось заполнить водой. Вокруг канала установили балюстраду и украсили ее статуями и вазами.
Очень интересна внутренняя планировка и убранство Эрмитажа. Центр павильона занимает огромный зал, в каждом углу которого устроена галерея. Окна большие. Они служат одновременно и дверями на балкон. Поэтому пропускают много света. Между окнами размещены большие зеркала, еще больше увеличивающие количество света. В этом зале давались званые обеды для иностранных гостей, которых удивляла не только изысканная кухня, но и различные механизмы Эрмитажа. Во-первых, во время обеда блюда подавались без присутствия слуг. Такая система давала возможность уединенной обстановки для именитых гостей. Заказы отправлялись при помощи записок и оповещения о смене блюд колокольчиком. Угощения подавались по специальным трубам. Во-вторых, после обеда столы опускались вниз в служебное помещение, полностью освобождая зал для танцев. Интересны были и лифты – маленькие диванчики, на которых при помощи специальных устройств гостей поднимали наверх. Все эти механизмы использовались в Эрмитаже до 1817 года.
В дошедшем до наших дней облике легко угадывается стиль знаменитого итальянского зодчего. Практически здание Эрмитажа дошло до нас в своем первозданном виде, так как с середины XVIII века не перестраивалось и внутреннее убранство не изменялось. Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, но было отреставрировано, и сейчас его залы открыты для посещения.