
Царскосельская железная дорога

Двадцатые и тридцатые годы XIX столетия – это период появления в Европе первых железных дорог общего пользования. Самая первая такая железная дорога появилась в Англии в 1825 году. Протяженность ее была всего 21 км. Затем начала функционировать железнодорожная ветка между Чарлстоном и Огастой в США. Протяженность железнодорожного пути здесь уже была 67 км. Вслед за США в железнодорожный марафон включились Франция, Бельгия и Германия. И, наконец, в 1837 году на мировую «железнодорожную арену» вышла Россия. Царскосельская железная дорога общественного пользования стала шестой в мире и первой в России. До 1851 года она была единственной в стране.
Первый железнодорожный путь соединил Санкт-Петербург, Царское село и Павловск. Открытие состоялось 30 октября 1837 года. По этому поводу правление дороги заказало в Берлине несколько сотен памятных настольных медалей, которые предназначались для раздачи участникам торжеств. На лицевой стороне медали была указана дата открытия дороги, на обратной стороне был изображен паровоз, а под ним текст: «Основатели первой железной дороги граф А.А. Бобринский, Бенедикт Крамер и И.К. Плитт». По кругу было выбито: «Строитель первой железной дороги Франц Герстнер, родом чех, единоплеменный россиянам». Однако по каким-то причинам император Николай Первый запретил раздавать эти медали. Лишь один позолоченный экземпляр был вмонтирован в мраморную доску и выставлен на втором этаже Петербургской станции в зале собраний акционеров.
Торжества по поводу открытия дороги прошли, однако сквозное движение между Петербургом и Павловском было открыто только 22 мая 1838 года. Хотя еще все лето 1838 года производилась достройка сооружений на пути. В первые годы на Царскосельском железнодорожном пути работало всего 6 паровозов. Внешне они были похожи друг на друга, отличаясь лишь конструкцией некоторых узлов. Они могли развивать скорость свыше 60 верст в час. По тем временам это была скорость, «ужасающая воображение».
Серьезного экономического значения Царскосельская железная дорога не имела. Скорее всего, это был некий увеселительный аттракцион для петербургской публики. Вызывали интерес не только поездка на новом «быстроходном» виде транспорта, но и музыкальные концерты, литературно-музыкальные вечера, танцы, театральные спектакли, проходившие в зданиях железнодорожных вокзалов Царского села и Павловска. Через 50 лет на торжественном собрании Императорского русского технического общества ее сравнивали с потешным войском и ботиком императора Петра Первого. Но опыт строительства и эксплуатации Царскосельской железной дороги показал коммерческую выгодность и целесообразность нового вида транспорта, а так же был учтен при строительстве магистрали Петербург-Москва.