Церковь Покрова Богородицы на Нерли
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли – самый совершенный храм, созданный на Руси. Это выдающийся памятник архитектурного зодчества эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Он входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Пожалуй, во всей русской архитектуре не найдется более лирического памятника. Небольшую, удивительно гармоничную и изящную белокаменную церковь сравнивают с красавицей невестой, называют «белой лебедью» русской архитектуры и поэмой, запечатленной в камне. Владимирским мастерам удалось преодолеть тяжесть камня и возвести светлый и легкий, создающий впечатление невесомости и устремленности ввысь, храм – один из величайших памятников мирового искусства. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами.
Вполне вероятно, что это первая на Руси церковь, построенная в честь праздника Покрова Богородицы. Этот праздник был введен на Руси в 60-ые годы 12 века владимирским духовенством и князем Андреем Боголюбским, как свидетельство особого покровительства Пресвятой Богородицы Владимирской земле. В то время в Византии этого праздника еще не было. Свидетельства о других наиболее ранних Покровских церквях на Руси и иконах Покрова относятся лишь к 14-15 векам. О церкви же Покрова на Нерли есть упоминание в одной из летописей и в «Житии Андрея Боголюбского».
Согласно преданию храм Покрова на Нерли был построен Андреем Боголюбским в 1165 году в память о своем сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе владимирских полков на Волжскую Булгарию. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была выстроена в княжеской резиденции всего в версте от Боголюбовского замка, на небольшом рукотворном холме, расположенном на приречном заливном лугу. Создается впечатление, что церковь вырастает из этого холма. Это восхитительное место на речной «стрелке» указал сам Андрей Боголюбский.
Так как пойменные луга при впадении Нерли в Клязьму каждую весну при половодье заливались водой, под храм был сооружен из глины и булыжника искусственный холм, в котором на глубине почти в пять метров и находились фундаменты будущей постройки. Снаружи весь холм был, как панцирем покрыт белокаменными плитами. К пристани сбегали водосточные желоба и лестницы. Каждую весну при разливе Нерли вода подступала прямо к стенам храма, и церковь оставалась на небольшом островке, отражаясь в быстро текущих водах реки.
Храм украшен великолепной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. В центре северного, южного и западного фасадов находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца в окружении присмиревших львов, птиц и грифонов, зачарованных звуками музыки. Все три фасада храма опоясывают богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов. К сожалению, до нашего времени сохранилось только 19 таких рельефов. Храм пострадал не только во время княжеских междоусобиц и татарского нашествия, но и от человеческого невежества. В 1784 году настоятель Боголюбского монастыря подал прошение архиепископу разрешить разобрать церковь на строительный материал для строительства новых святых врат в монастыре. Разрешение было получено. Но церковь не была разрушена по банальной причине - заказчик и подрядчик не сошлись в цене. В 1877 году монастырские власти без ведома архитектора затеяли самовольный ремонт. Сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили утраченные белокаменные фрески гипсовыми.
В 1919 году древние белокаменные памятники, в том числе и Покровская церковь, были взяты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В 1980-1982 годах храм был отреставрирован за счет бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. А в конце 1992 года был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Боголюбовский луг является государственным заповедником. Как написано на щите, который стоит у дорожки, луг занимает площадь в 153 гектара. А знаменит он своим разнотравьем – более 200 видов травянистых растений. Службы в Храме проводятся только по большим двунадесятым праздникам, а в остальное время он открыт как музейная экспозиция.